Ольфакторика: что это такое и почему для нас так важны ароматы

Редакция Beauty HUB решила разобраться с вопросом влияния ароматов на нашу жизнь и в качестве эксперта пригласила Кристину Курганскую, которая и расставила все точки над «и». Почему запахи влияют на наше поведение и как управлять настроением при помощи ольфакторных нот, читайте прямо сейчас.

Кристина Курганская – ольфакторный експерт, основатель и управляющий партнер агентства аромабрендинга Ol.factory и парфюмерного бутика Kamana

Я перечитала много источников, но нигде точно не указано, когда человек впервые в истории решил использовать ароматические вещества. Хотя точно известно, что уже во ІІ тыс. до н.э. месопотамская смотрительница дворца Таппути делала на глиняных табличках пометки о свойствах эфирных масел и о технологии получения дистиллированной воды. А в античные времена такие масла активно использовались в быту, медицине, являлись показателем достатка и успешности. Тогда же возникло слово «ольфакторный» (лат. – olfactorius), то есть имеющий отношение к запаху , а со временем это переросло в отдельное направление, изучавшее влияние ароматов на поведение человека, – ольфакторику.

Возможно, скажу парадоксальную вещь, но парфюмерия, которая черпает многое из ольфакторики, зародилась не потому, что человечеству нравились приятные запахи, а совсем наоборот. Люди использовали ароматические сочетания из привычных или экзотических компонентов, чтобы как-то маскировать амбре немытого тела или неприятных запахов от выгребных ям. Достаточно быстро люди отметили удивительное влияние запаха на поведение окружающих. Мастера-парфюмеры начали анализировать разные компоненты и подметили: лаванда обладает успокаивающим эффектом, цитрусовые – бодрят, а запах сандала, мускуса или амбры создает атмосферу достатка и богатства.

Почему запахи влияют на наше поведение?

Поделюсь интересной информацией: идея про управление состояниями в древние времен была не новой и уже тогда было известно, что такое афродизиаки . Вещества, которые могут усиливать половое влечение и заинтересовывать партнера, использовались во все времена. Другое дело, что долгое время этим все и ограничивалось. Именно исследования ольфакторных специалистов и парфюмеров помогли понять: запах может работать не только в сексуальной сфере . Психология ароматов куда шире и сильнее, поскольку наше тело откликается на них без прямого участия сознания. Так уж устроена физиология человека: я делаю вдох – и обонятельные луковицы в носу улавливают частицы запахов, передавая их напрямую в лимбическую систему, которая отвечает за множество важнейших функций. Сон , память, эмоции, выработка некоторых гормонов – все это в наших с вами организмах регулируется именно лимбическим отделом мозга, причем сознание здесь не принимает особого участия, наши реакции – подсознательны.

Я не зря упомянула память. Запахи создают «ольфакторные якоря» – связку «аромат + воспоминание», которые всегда существуют только вместе. В течение жизни в нашем мозгу формируется карта запахов, где хранятся эти якоря. Каждый аромат, с которым мы сталкиваемся, «записывается» мозгом. Таких записей у взрослого человека в среднем около 10 тысяч. Эти записи наше подсознание использует очень активно: когда я слышу знакомый аромат, его запах провоцирует не просто мое припоминание, но и погружение в эмоциональное состояние, соответствующее этому воспоминанию. Например, я очень люблю аромат свежей выпечки. Когда улавливаю его, сразу вспоминаю про домашний уют . А еще просто обожаю аромат мандаринов, навевающих мысли о Новом годе, даже если за окном жаркое лето.

Аромат как инструмент управления настроением

Раскрою небольшой секрет: подбирая определенные комбинации запахов, можно направлять поведение человека, взаимодействовать с его состоянием и даже провоцировать на конкретные действия. В профессиональной парфюмерии набор таких комбинаций называют парфюмерным гардеробом. Точно так же, как человек подбирает определенную одежду и аксессуары под конкретное событие, так и разные ароматы уместны в разных ситуациях. Запах – это простейший способ перенастроить себя. Ведь реакции каждого из нас зависят от настроения, ну а настроение можно переключать, используя те или иные ароматы. Поэтому, например, когда я иду на свидание, ни за что не использую парфюмы с ветивером, ведь он придает решительности и помогает решать сложные задачи. Думаю, вы согласитесь со мной, что это не лучшее состояние для романтического вечера. Ароматы – это очень обширная и неимоверная интересная тема. И очень скоро я продолжу знакомить вас с их необыкновенными секретами.

Подписывайся на наш Viber и не пропускай самые полезные материалы от Beauty HUB !

Оцените
Источник